Скутер или сити-байк?

Скутер или сити-байк?

Все реже и реже заметишь на отечественных дорогах юркие мопеды. И это неудивительно: главные производители их волею судеб были за границей — в Латвии и на Украине. Так что все то, что еще из этого последовательности продается сейчас в специальных магазинах, — это иномарки.

Соответственно, и цена…Ко всему, изменчивая мотомода подсовывает потребителю более эргономичные, более современные автомобили того же класса — скутеры.

Миниатюрные мотороллеры с 50-кубовым мотором, оснащенным стартёром и автоматической трансмиссией, развивают скорость до 80 км/ч, предоставляя комфорт, что и не снился обладателю «Риги» либо «Карпат».

Но для чего тратиться на актуальные скутеры, в случае если возможно переоборудовать ветхий мопед в более современную машину класса «сити-байк»? Машина, с конструкцией которой мы желаем вас познакомить, отличается компактностью, повышенной комфортабельностью и надёжностью, в полной мере оправдывающими ее принадлежность к семейству муниципальных мини-мокиков.

Необходимо заметить, что сити-байк создавался на базе мокика «Карпаты» (в принципе, подошел бы и каждый мопед либо мокик с двигателем Ш-58, Ш-62 либо \/-50).

В частности, от него употреблялись передняя вилка с рулевой колонкой, задняя маятниковая вилка с амортизаторами, сиденье, двигатель \/-50 и всякие мелочи наподобие фары, заднего фонаря и рукояток управления. Колеса сити-байка — от мини-мокика рижского производства.

Сити-байк проектировался посредством плоских моделей.

Для этого на картоне в эргономичном для работы масштабе 1:2 были вычерчены силуэты всех узлов двигателя и готовых — агрегатов, передней и задней вилок, амортизатора, фары и т.п.

Очевидно, потребовался кроме этого шарнирный силуэт водителя.

Разработка компоновки начиналась с размещения на плоскости чертежа шарнирного силуэта человека в положении, эргономичном для езды на мокике. Потом под «водителя» было подведено подножки и сиденье, под его руки — рукоятки руля.

От положения рукояток определились координаты передней вилки и переднего колеса, по окончании чего нетрудно было, задавшись колесной базой (в этом случае 1060 мм), выяснить координаты центра заднего колеса, задней вилки и амортизатора.

Следующий этап работы — это размещение топливного бака и силового агрегата.

самоё рациональное положение мотора на раме такое, при котором центр ведущей звездочки двигателя, ось маятниковой ось и вилки заднего колеса находятся на одной прямой — в этом случае при качании задней вилки перепады натяжения цепи привода минимальны. Так, размещение двигателя на раме кроме этого выяснилось определенным конкретно.

Да и разместить на мокике топливный бак емкостью около 5 л было несложно: единственное более либо менее подходящее для него место — под седлом водителя.

Начальный этап компоновки сити-байка посредством плоских моделей.

Шарнирный силуэт водителя (А) и составляющие его элементы (Б).

Компоновка сити-байка:

1 — обтекатель; 2 — фара; 3 — руль; 4—зеркало; 5—рама; 6 — седло водителя; 7 — бак топливный; 8 — колесо заднее; 9 —двигатель V-50; 10 — колесо переднее; 11 —подножка; 12 — педаль тормозная; 13 — ручка управления дроссельной заслонкой карбюратора («газ»); 14 — рычаг тормозной; 15 — рычаг управления сцеплением.

Потом следовало то, что потребовало от компоновщика настоящей конструкторской работы — объединениевсех агрегатов и узлов мокика твёрдой, прочной и легкой рамой.

Самый простой ее вариант — на рисунке. Это рама хребтового типа из металлических квадратных труб 34×34 мм и круглых — диаметром 20 мм, с узлами крепления двигателя (передним и задним) и кронштейнами крепления амортизаторов.

Изготовление сити-байка начиналось со сборки плоской части рамы, складывающейся из хребтовой и подседельной балок и рулевой колонки.

Эти элементы стыковались на древесностружечной плите, на которой предварительно была вычерчена рама сити-байка. Таковой плаз разрешил подогнать элементы рамы и осуществлять контроль ее геометрию по окончании сварки.

Следующий этап — закрепление и изготовление сваркой на раме подседельной части из металлической трубы диаметром 20 мм.

Труба сгибалась по стандартной разработке: она заполнялась сухим песком, место сгиба подогревалось паяльной лампой, по окончании чего заготовка закручивалась около подходящей оправки (металлической трубы) диаметром 130 мм.

Из металлического страницы толщиной 3 мм были вырезаны щеки кронштейнов крепления амортизаторов и узлов двигателя. Как видно из чертежа, в щеки заднего узла крепления двигателя врезаны шарнир маятниковой втулка и вилки для фиксации подножки сити-байка.

И шарнир, и втулка представляют собой отрезки труб (втулка — диаметром 20×2 мм, шарнир— 22×2 мм). По окончании фиксации на раме щек заднего узла в них был установлен двигатель, по окончании чего подогнаны по месту и прихвачены сваркой щеки переднего узла крепления мотора. После этого двигатель снят с рамы, и щеки приварены совсем.

Подобно приварены к подседельной части щеки и рамы кронштейнов амортизаторов.

Для проверки правильности сборки рамы на нее были смонтированы переднее и заднее колеса, после этого рама перевернута, и в таком положении проверена параллельность колес.

Подножки мокика являются металлический пруток диаметром 16 мм, зафиксированный в предназначенной для него втулке посредством пары электрозаклепок. На подножки натянуты резиновые чехлы от мокика.

С правой стороны смонтирована тормозная педаль, согнутая из металлического прутка диаметром 10 мм, что приварен к металлической втулке. На данной же втулке закреплен сваркой тормозной рычаг, складывающийся из двух металлических пластин толщиной 2,5 мм, а на втулкерамы приварен упор под боуденовскую оболочку тормозного троса.

Топливный бак сити-байка — из подходящей канистры емкостью 5 литров.

Для фиксации канистры на подседельной части рамы предусмотрены ложементы из металлической полосы сечением 30×2 мм. В нижней части канистры расположен обычный мотоциклетный кран с фильтром-отстойником. В пробке топливного бака предусмотрено дренажное отверстие с несложным клапаном из узкой листовой маслобензостойкой резины, мешающим протечке горючего при случайном падении мокика.

Снтн-байк с двигателем V-50.

Рама сити-байка в сборе с передней и задней вилками:

1 — вилка передняя (от мокика «Карпаты); 2 — колонка рулевая (от мокика «Карпаты»); 3 — косынка (металлической лист s2,5, 2 шт.); 4 — щеки переднего узла крепления двигателя (металлической лист sЗ); 5 — балка хребтовая (металлическая труба 34×34); 6 — часть рамы, подседельная (металлическая труба 20×2,5); 7 — балка подседельная (металлическая труба 34×34); 8 — щеки заднего узла крепления двигателя (металлической лист sЗ); 9 — вилка маятниковая, задняя (от мокика «Карпаты); 10 — щеки кронштейна крепления левого амортизатора (металлической лист sЗ); 11 — амортизатор левый; 12 — втулка крепления подножки (металлическая труба 22×3); 13 — корпус шарнира маятниковой вилки (металлическая труба 22×2); 14 — втулка (текстолит либо фторопласт); 15 — подножка (металлической пруток O16).
Размеры со знаком * уточняются при сборке.

Привод тормоза заднего колеса:

1 — оболочка педали (отрезок резинового шланга); 2 — педаль тормозная (металлический пруток O 10); 3 — сухарь тормозного троса; 4 — рычаг тормозной (металлической лист sЗ); 5 — упор (металлической лист s4); 6 — оболочка тормозного троса, боуденовская; 7 — втулка тормозной педали (металлическая труба 24×4); 8 — подножка (металлической прутокO16); 9 — чехол подножки.

Руль сити-байка — от мини-мокика рижского производства, но не столь уж сложно сделать его и самостоятельно из металлической трубы диаметром 22×1,5 мм. Фара закреплена в приваренных к рулю кронштейнах.

По окончании монтажа на ходовую часть сити-байка седла, выхлопного тракта и двигателя машина была отрегулирована и испытана на ходу.

Последним был изготовлен легкий стеклопластиковый обтекатель, дающий мокику право именоваться сити-байком.

Обтекатель проектировался для выклейки из стеклоткани по дураку, и это разрешило придать ему не совсем простую форму.

Дурак планировал из блоков строительного пенопласта. Дабы обтекатель оказался симметричным, воспользовались следующим методом обработки дурака.

Сперва довели только левую его сторону, прошпаклевали ее пластилином и сняли с дурака пара шаблонов (из плотного картона).

В соответствии с этими шаблонами обработали правую сторону дурака. В окончание работы к пластилиновой поверхности прикатали узкую полиэтиленовую пленку, снабжающую снятие оболочки с дурака по окончании выклейки.

Перед выклейкой со стеклоткани удалено восковое покрытие, для чего стеклоткань была вымочена в бензине, но возможно и отжечь — равномерно протянуть полосу стеклоткани над разогретой электроплиткой.

В качестве связующего для выклейки употреблялась эпоксидная смола. Для получения оболочки нужной толщины потребовалось наложить на дурак пять слоев стеклоткани.

По окончании полимеризации смолы оболочку сняли с дурака, зашпаклевали и вышкурили, по окончании чего покрыли грунтом и автозмалью.

Готовый обтекатель закрепили на раме сити-байка в четырех точках: к верхнему мостику передней вилки, к подседельной части рамы и заднему узлу крепления двигателя посредством закрепленных на нем резьбовых втулок.

И.КАРАМЫШЕВ,
инженер


Обзор Like.Bike SEEV. Гаджетариум #121


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.